В настоящее время все больше людей, в том числе и целые семьи, и молодежь, соблюдают посты. Но если взрослый человек какое-то время недополучает те или иные пищевые и биологически активные вещества, то с ним ничего не случится, а для детского быстро растущего организма любые ограничения даже на небольшой срок могут быть опасны. Чаще всего во время поста человек не получает достаточного количества белка и жира, витаминов А, D, В12, железа, фосфора и кальция. Это может приводить к задержке и физического и психического развития у детей, ослаблению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям, развитию анемии, рахита у детей и остеопороза у взрослых, а также многим другим нарушениям.
Можно ли поститься детям? Конечно можно, но к питанию ребенка во время поста надо относиться гораздо серьезней, чем питанию взрослого. По моему мнению, полностью соблюдать пост ребенок может не ранее, чем с трех лет; до этого возраста он должен обязательно получать молочные продукты постоянно. Для ребенка часто бывает достаточным, если он на время поста откажется от шоколадок, колы и прочих любимых сладостей, заменив их сладкими фруктами и ягодами.
К сожалению не только ярые вегетарианцы резко ограничивают в питании своих детей, часто этим грешат и православные, доводя малышей до истощения неумеренным соблюдением постов. В то же время анализ современной православной и медицинской литературы, посвященной постам, указывает на разумное отношение православия к постам, в особенности это касается детей. В отличие от других религий, где имеются постоянные четкие пищевые ограничения, в христианстве нет абсолютных запретов на употребление отдельных продуктов питания. Пищевые предписания связаны только с постами и имеют временный характер. В период постов дозволены конкретные пищевые продукты и не разрешаются определенные виды пищи. В подходе христианской религии к питанию прослеживается разумный принцип умеренности с отказом от крайностей: чревоугодия и «небрежения о насыщении плоти».
Пост физический, то есть отказ от пищи, в соответствии с религиозной литературой, не является самоцелью. Это лишь подспорье к духовному совершенствованию, отказу от злобы, зависти, похоти. Поэтому церковь не возражает против смягчения пищевых предписания поста для людей больных, или занятых тяжелым физическим трудом, или находящихся вне дома, в пути, а также для детей, беременных и кормящих, указывая при этом, что «болезнь выше поста физического, но духовный пост распространяется и на больных».
Кому, кроме детей, могут быть послабления во время поста?
Во-первых, как я уже упоминал, беременным и кормящим, потому что питание одной только растительной пищей не обеспечивает потребностей растущего плода. К тому же она часто существенно загрязнена пестицидами, нитратами, что может способствовать отравлению будущего ребенка или через грудное молоко передаваться младенцу.
Во-вторых, естественно, некоторым категориям больных, особенно находящимся в больнице, где выбор пищи не особенно широк. Кроме того есть заболевания, когда растительная пища в большом количестве может быть просто опасна, - это почечнокаменная болезнь с фосфатными камнями, образующимися в щелочной среде. Таким больным для подкисления мочи надо обязательно включать в рацион мясо и рыбу. Проблемы бывают у больных сахарным диабетом и некоторых других. Всегда можно найти компромисс, посоветовавшись с врачом и священником, потому что пост - это не отказ от еды, а разумное ограничение ее, например, ограничение порций блюд.
В третьих, в довольно трудном положении оказываются служащие в армии. Если в царской России постились все и везде, в том числе и в армии, где во время поста готовилась соответствующая постная пища, то сейчас этого нет. Поэтому служащему в армии можно использовать все, что дают, стараясь по мере возможности, если позволяет ассортимент, выбирать постные блюда.
Надо четко себе представлять, что с медицинской точки зрения питание во время постов может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на организм. Посты, в особенности строгие, а также переход к нормальному питанию после постов при неграмотном проведении могут приводить к серьезным осложнениям состояния здоровья вплоть до возникновения тяжелых заболеваний. Одним из самых частых нарушений является резкий переход от постной, вегетарианской пищи к обильному приему жирной, животной, часто жареной пищи, что может вызвать такие заболевания, как острый панкреатит, холецистит, желчнокаменную болезнь, гастрит, в особенности у детей. Поэтому переходить на обычное питание после поста надо постепенно, вводя по одному животному продукту в каждый прием пищи, причем в небольшом количестве и в диетическом (отварном, паровом) виде, затрачивая на этот процесс около недели.
После строжайшего (1-2-дневного) поста (то есть фактически голодания на воде), например на 1-й неделе Великого поста, который, кстати, детям противопоказан, не следует 1-2 дня употреблять подсоленную пищу (овощи вообще лучше не солить, а по возможности и хлеб готовить самим без соли или пользоваться диетическими сортами бессолевого хлеба). Также первые два дня после строгого поста желательно не использовать и растительное масло. Вообще, как во время поста, так и сразу после него не надо злоупотреблять соленой пищей - рыбой и рыбопродуктами, консервированными овощами и т.д. А самое главное - нельзя переедать.
Например, если с утра при разговении после Великого поста молодой здоровый человек может съесть на Пасху без вреда для здоровья два-три яйца, то пожилому больше одного употреблять не стоит, причем к яйцам лучше пойдут овощи, немного кулича (он обычно довольно жирный). А вот сразу после яиц есть жирную творожную пасху не надо - можно сорвать поджелудочную железу и печень. С тяжелой же мясной, жирной пищей лучше подождать до обеда и съесть ее в очень небольшом количестве.
Посты занимают около 200 дней в году. Причем большая их часть приходится на однодневные посты по средам и пятницам, когда не допускается мясная, молочная и яичная пища. Не забывайте, что когда на среду и пятницу приходятся дни большие праздники, например Покров, разрешена рыба и рыбопродукты. Многие также забывают, что во время сплошных седмиц (недель) пост в среду и пятницу не соблюдается: в Пасхальную (Светлую) неделю; в двухдневные святки - от Рождества Христова до Крещения Господня; в Троицкую неделю - от праздника святой Троицы до начала Петрова поста; в мясоед - за две недели перед Великим постом; в Масленицу - за неделю до Великого Поста (запрещено только мясо, а яйца и молоко едят даже в среду и пятницу).
Как написано в статьях религиозно-нравственного чтения, собранных епископом Иустином (1901), « ...к посту надо приготовлять себя постепенно; разом сделаться постником нельзя... Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают безмерно поститься. Таковых пост не прочен, не полезен, а скорее вреден: они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, - без толку злятся на всех и все, или же пост делается для них невыносимым и они бросают его... Каждый обрати полное внимание на свой желудок, и определи - сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу уменьшай количество употребляемой тобою пищи и доведи его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, неспособности к делу...»
И вообще, почему-то считается, что во время поста человек должен недоедать, страдать от голода и т. п. Испокон века русские столы во время постов славились своим изобилием и разнообразием. Очень распространены были щи, рассольники. К горячим блюдам подавали пироги из пресного теста с разнообразными начинками из каш, овощей, грибов, гороха, изюма и разных ягод. В рыбные дни пекли пироги с сигами, визигой, рыбными молоками, а также знаменитые рыбные кулебяки. Ко всем блюдам любили примешивать всякие пряные приправы, особенно лук, чеснок, шафран. Делали в пост и оладьи, блины, хворосты, кисели. Оладьи пекли на ореховом масле и подавали с патокой, медом, вареньем. Так, в одном из самых престижных трактиров Петербурга «Строгановском» вместо исключенного из меню мяса посетителям предлагались грибная икра, грибы с луком, грибы в тесте, капуста с грибами, грибы под хреном, грибные галушки, грузди с маслом. Кроме грибов в обеденную карту входили горохи мятые, битые, цеженые, кисели ягодные, овсяные, гороховые, с патокой и миндальным молоком. Вместо крепких спиртных напитков подавали приготовленный на меду сбитень. В качестве десерта предлагались мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, печеные яблоки с медом, рябиновая пастила, малиновая халва. Так что главное не лениться, потому что постных продуктов в наше время достаточно.
Что же может хоть частично компенсировать отсутствие животных продуктов? По белковому компоненту - это, конечно, бобовые (фасоль, бобы, горох и особенно соевые продукты), грибы, частично крупы. Последние, кстати, богаты и железом. Жиры - прежде всего орехи, семечки, которые в том, или ином виде надо добавлять в различные блюда. Особых проблем с витамином D и фосфором для постящихся, которым иногда можно употреблять рыбу, нет. Витамин А получается в организме из поступающего с растительной пищей бета-каротина, но для превращения последнего в витамин А нужен жир (растительное масло). А вот достаточное количество кальция без молочных продуктов обеспечить практически невозможно, также как и витамина В12 - без мяса и яиц. Поэтому во время поста можно на короткий период использовать препараты, содержащие кальций и витамин В12.
В питании как детей, так и взрослых во время поста можно использовать те же блюда, что и в обычное время, убрав из них животный компонент: из каш - коровье молоко (заменив соевым) и сливочное масло (заменив растительным), супы варить не на мясном, а на овощном отваре и т. п. Кроме того, следует широко использовать продукты из сои, как предназначенные для грудных детей (сухие соевые смеси вместо молока в ту же кашу), так и «взрослые» типа соевого майонеза, йогурта, фарша, гуляша, шницелей и т. п. На кухне должен быть запас грибов, дикорастущей и огородной зелени, плодов и овощей, приправ.
Врач-диетолог, профессор кафедры
новых технологий обучения
СПбГМА им. И. И. Мечникова
д. м. н. Владислав Геннадьевич Лифляндский