Интервью с руководителем Санкт-Петербургского центра профилактики и борьбы со СПИДом и инфекционными заболеваниями заслуженным деятелем науки РФ, акад. РАМН, д. м. н., проф. Николаем Алексеевичем Беляковым.
- Николай Алексеевич, поясните, пожалуйста, в чем разница между ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом.
- ВИЧ-инфекция - это состояние, при котором вирус находится в организме. Этот вирус проходит ряд этапов размножения, и наиболее тяжелый финальный этап - развитие синдрома приобретенного иммунодефицита, то есть СПИДа. Если мы говорим, что у больного СПИД, значит, это тяжелый больной, с осложнениями. Тех, кто находится в латентной стадии, людей с вирусом иммунодефицита мы воспринимаем как инфицированных, а не как больных. Они могут выполнять свои социальные и профессиональные функции, находиться в обществе со всеми своими гражданскими полномочиями.
- Много ли в Петербурге ВИЧ-инфицированных? И растет ли их число?
- Всего в Петербурге зарегистрировано 43 тысячи инфицированных, а в нашем поле зрения находятся около 22 тысяч, то есть чуть больше половины. Из оставшихся кто-то уже умер, кто-то уехал из города, а кто-то находится в такой степени депрессии, что не хочет посещать центр и другие лечебные заведения. Что касается роста числа инфицированных, то ежегодно в Петербурге мы выявляем 3500-4000 человек. Нужно осознать, что такое 4000 инфицированных людей для нашего города. Представьте себе выпускников 80 школ, и все они получили вирус. Подобные аналогии шокируют, но это объективная реальность, которую необходимо учитывать.
- Некоторые считают, что ВИЧ-инфекция грозит в основном наркоманам и гомосексуалистам. Но ведь есть больные СПИДом не наркоманы.
- Безусловно, есть, и их число растет. Конечно, среди ВИЧ-инфицированных много наркопотребителей. Но эпидемия уже вышла из среды лиц рискованного поведения и вошла в обычную социальную среду благополучных людей. Так, среди женщин, занимающихся проституцией, очень высок процент тех, кто имеет вирус. Для некоторых категорий этих «секс-работниц» этот процент выше 70. И это беда.
Но это тема очень неприятная, поэтому вольно или невольно каждый человек пытается от нее уйти, считая, что вирус не доберется до него, его семьи.
- Некоторые боятся, что ВИЧ-инфекция может пройти через грязные руки, через пищу, укусы комаров и т. д. Так ли это?
- Нет, это абсолютно не так. ВИЧ-инфекция передается, как правило, тремя путями. Первый - половой через гомо- и гетеросексуальные контакты. Со временем этот путь будет лидирующим. Причем не обязательно, что заражение наступит при первом же контакте - все определяется количеством вируса у инфицированного пациента. Если он не лечится и у него вируса много, то шанс переноса от партнера к партнеру велик. Надо отметить, что у женщин в силу анатомических особенностей риск заражения выше, чем у мужчин. Сперма может надолго задержаться в складках влагалища, и чем дольше она там находится, тем выше вероятность перехода вируса в кровь. Второй - инъекционный или травматический путь, когда вирус переходит через грязную иглу, которой раньше кололся больной наркопотребитель, либо пациенту переливается инфицированная биологическая жидкость, например кровь. Тут можно вспомнить печально известные случаи заражения детей в Волгограде и Элисте. И наконец, перинатальный путь - от матери к ребенку.
- Значит, если женщина инфицирована, то и ее ребенок родится с вирусом?
- Совсем не обязательно. Если вовремя проведена трехэтапная химиопрофилактика: профилактика женщины в период беременности, профилактика в родах и профилактика ребенка, то, как правило, малыш рождается здоровым. До 2005 года, когда у нас не было лекарств и такая профилактика не проводилась, мы получали около 25 % ВИЧ-инфицированных детей. После введения химиопрофилактики по России перинатальный перенос составляет около 7 %, в Петербурге - 3,5-4%. Эти проценты приходятся на тех женщин, в основном наркопотребителей, которые уклоняются от химиопрофилактики, либо тех, кому диагноз ставится в период родов. Правда, есть одно условие: ВИЧ-инфицированной женщине нельзя кормить ребенка грудью, он должен находиться на искусственном вскармливании.
- А как проявляется ВИЧ-инфекция ?
- Вирус иммунодефицита человека имеет много разновидностей. В нашей стране преобладает подтип А, так же как и в Африке, потому что заражение в Россию пришло через жителей Африки. В зависимости от подтипа и идет развитие заболевания. У всех оно происходит индивидуально. Проявление ВИЧ - это, как правило, присоединение оппортунистических инфекций, то есть не вызывающих заболевание в здоровом, обладающем нормальным иммунитетом организме. Это также появление онкологии. Беда заключается еще и в том, что у наркопотребителей очень часто ВИЧ сочетается с вирусным гепатитом В и С. А в последнее время возрос риск заболевания туберкулезом, и треть случаев смерти больных - гибель от туберкулеза, на втором месте гибель от хронических гепатитов. Вообще же у ВИЧ-инфицированных людей около половины смертей связано с рискованным поведением - суициды, отравления, передозировки.
- Существуют ли лекарства от СПИДа?
- Да, такие лекарства разработаны, но это паллиативная, хотя и эффективная помощь для пациентов. Ведь если больного не лечить, то срок его жизни составит от 5 до 10 лет. Регистрируются случаи, когда больные без лечения живут 10 лет и более, но они редки. И хотя на сегодняшний день полностью излечиться от ВИЧ-инфекции нельзя, но с помощью лекарств можно задержать развитие болезни. Человек продолжает вести обычный образ жизни - учится, работает, заводит семью, рожает здоровых детей. Правда, препараты ему надо принимать пожизненно. У нас есть одна больная, инфицированная с рождения, которой сейчас 27 лет. Мы ее лечим и блокируем все проявления заболевания.
Все препараты, которые используются для лечения ВИЧ-инфицированных, импортного производства. В отечественной фармацевтике по противовирусным препаратам прогресса пока нет. Иногда на наш рынок попадают дженерики, но они менее эффективны. А если лечение малоэффективно, то больной становится более контактогенозен при половых связях, и значит, идет распространение вируса. Кроме того, его состояние быстро ухудшается и болезнь переходит в более тяжелую стадию.
- Но наверное эти препараты очень дорогие? Кто платит за лечение ВИЧ-инфицированных?
- Действительно, стоимость современных противовирусных препаратов высока. Последние 6 лет закупки препаратов для лечения ВИЧ-инфицированных финансирует государство, и наши пациенты получают противовирусную терапию бесплатно. До этого препараты не закупались, и это была беда. У нас не было возможности получать лекарства за счет международных фондов, ВОЗ, ООН и т. д., как у слаборазвитых стран. Россия имела деньги, но по какой-то причине не закупала препараты, считая, что СПИДа у нас нет. Но от проблемы не спрячешься. И вот произошла вспышка заболевания - в Петербурге в течение 3 лет заразилось сразу 20 тысяч человек. Дальше был некий спад, но все равно заболеваемость остается на достаточно высоком уровне.
- Известны случаи, когда людям отказывали в лечении, например стоматологическом, на том основании что они ВИЧ-инфицированнные. Что делать в таких ситуациях?
- Надо знать, что человек с ВИЧ-инфекцией имеет все права, в том числе и на полноценную медицинскую помощь. Но, правда, при лечении ВИЧ-инфицированных существуют специфические моменты. В нашем центре есть стоматологическое отделение на три кресла. Понятно, что мы не сможем обеспечить лечением несколько десятков тысяч ВИЧ-инфицированных.
- В прессе говорят о том, что заключенные с ВИЧ-инфекцией не получают терапию. Так ли это?
- По-видимому, так. Мы периодически обследуем заключенных - мужчин и женщин - и видим, что число людей с ВИЧ-инфекцией, требующих терапии, существенно больше, чем лиц, которым эта терапия проводится. Это большая проблема для России, и ее нельзя игнорировать.
- Наверное, риск заражения повышен среди медиков?
- Да, это так. Но в связи с тем, что в последние годы мы проводим профилактику всем медицинским работникам, которые травмировались при выполнении врачебных манипуляций - а это в основном хирурги, то опасность сведена практически к нулю. За последние годы я не помню случаев профессионального заражения.
- То есть существует профилактика ВИЧ?
- Да, если человек сразу же при подозрении на заражение принимает препараты, то вирус не успевает размножиться. Но эффективна эта профилактика в первые три дня после заражения, затем ее эффективность снижается. Когда вирус проникает в лимфоидную ткань, то его уже полностью подавить невозможно.
- Что делать, если у человека был опасный контакт?
- Ему надо прийти в наш центр и провериться на носительство вируса. Такая проверка анонимна. Но сразу после контакта проверяться бесполезно: вирус проявит себя только через 3-4 недели. Мы можем провести и профилактику ВИЧ. Профилактика бесплатна для беременных женщин и при профессиональном заражении. Во всех остальных случаях она проводится на платной основе.
Но главное - не допустить заражения. Пользуйтесь презервативами - тем самым вы снижаете риск инфицирования. Или ведите себя благоразумно и избегайте опасных контактов.
- Николай Алексеевич, поясните, пожалуйста, в чем разница между ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом.
- ВИЧ-инфекция - это состояние, при котором вирус находится в организме. Этот вирус проходит ряд этапов размножения, и наиболее тяжелый финальный этап - развитие синдрома приобретенного иммунодефицита, то есть СПИДа. Если мы говорим, что у больного СПИД, значит, это тяжелый больной, с осложнениями. Тех, кто находится в латентной стадии, людей с вирусом иммунодефицита мы воспринимаем как инфицированных, а не как больных. Они могут выполнять свои социальные и профессиональные функции, находиться в обществе со всеми своими гражданскими полномочиями.
- Много ли в Петербурге ВИЧ-инфицированных? И растет ли их число?
- Всего в Петербурге зарегистрировано 43 тысячи инфицированных, а в нашем поле зрения находятся около 22 тысяч, то есть чуть больше половины. Из оставшихся кто-то уже умер, кто-то уехал из города, а кто-то находится в такой степени депрессии, что не хочет посещать центр и другие лечебные заведения. Что касается роста числа инфицированных, то ежегодно в Петербурге мы выявляем 3500-4000 человек. Нужно осознать, что такое 4000 инфицированных людей для нашего города. Представьте себе выпускников 80 школ, и все они получили вирус. Подобные аналогии шокируют, но это объективная реальность, которую необходимо учитывать.
- Некоторые считают, что ВИЧ-инфекция грозит в основном наркоманам и гомосексуалистам. Но ведь есть больные СПИДом не наркоманы.
- Безусловно, есть, и их число растет. Конечно, среди ВИЧ-инфицированных много наркопотребителей. Но эпидемия уже вышла из среды лиц рискованного поведения и вошла в обычную социальную среду благополучных людей. Так, среди женщин, занимающихся проституцией, очень высок процент тех, кто имеет вирус. Для некоторых категорий этих «секс-работниц» этот процент выше 70. И это беда.
Но это тема очень неприятная, поэтому вольно или невольно каждый человек пытается от нее уйти, считая, что вирус не доберется до него, его семьи.
- Некоторые боятся, что ВИЧ-инфекция может пройти через грязные руки, через пищу, укусы комаров и т. д. Так ли это?
- Нет, это абсолютно не так. ВИЧ-инфекция передается, как правило, тремя путями. Первый - половой через гомо- и гетеросексуальные контакты. Со временем этот путь будет лидирующим. Причем не обязательно, что заражение наступит при первом же контакте - все определяется количеством вируса у инфицированного пациента. Если он не лечится и у него вируса много, то шанс переноса от партнера к партнеру велик. Надо отметить, что у женщин в силу анатомических особенностей риск заражения выше, чем у мужчин. Сперма может надолго задержаться в складках влагалища, и чем дольше она там находится, тем выше вероятность перехода вируса в кровь. Второй - инъекционный или травматический путь, когда вирус переходит через грязную иглу, которой раньше кололся больной наркопотребитель, либо пациенту переливается инфицированная биологическая жидкость, например кровь. Тут можно вспомнить печально известные случаи заражения детей в Волгограде и Элисте. И наконец, перинатальный путь - от матери к ребенку.
- Значит, если женщина инфицирована, то и ее ребенок родится с вирусом?
- Совсем не обязательно. Если вовремя проведена трехэтапная химиопрофилактика: профилактика женщины в период беременности, профилактика в родах и профилактика ребенка, то, как правило, малыш рождается здоровым. До 2005 года, когда у нас не было лекарств и такая профилактика не проводилась, мы получали около 25 % ВИЧ-инфицированных детей. После введения химиопрофилактики по России перинатальный перенос составляет около 7 %, в Петербурге - 3,5-4%. Эти проценты приходятся на тех женщин, в основном наркопотребителей, которые уклоняются от химиопрофилактики, либо тех, кому диагноз ставится в период родов. Правда, есть одно условие: ВИЧ-инфицированной женщине нельзя кормить ребенка грудью, он должен находиться на искусственном вскармливании.
- А как проявляется ВИЧ-инфекция ?
- Вирус иммунодефицита человека имеет много разновидностей. В нашей стране преобладает подтип А, так же как и в Африке, потому что заражение в Россию пришло через жителей Африки. В зависимости от подтипа и идет развитие заболевания. У всех оно происходит индивидуально. Проявление ВИЧ - это, как правило, присоединение оппортунистических инфекций, то есть не вызывающих заболевание в здоровом, обладающем нормальным иммунитетом организме. Это также появление онкологии. Беда заключается еще и в том, что у наркопотребителей очень часто ВИЧ сочетается с вирусным гепатитом В и С. А в последнее время возрос риск заболевания туберкулезом, и треть случаев смерти больных - гибель от туберкулеза, на втором месте гибель от хронических гепатитов. Вообще же у ВИЧ-инфицированных людей около половины смертей связано с рискованным поведением - суициды, отравления, передозировки.
- Существуют ли лекарства от СПИДа?
- Да, такие лекарства разработаны, но это паллиативная, хотя и эффективная помощь для пациентов. Ведь если больного не лечить, то срок его жизни составит от 5 до 10 лет. Регистрируются случаи, когда больные без лечения живут 10 лет и более, но они редки. И хотя на сегодняшний день полностью излечиться от ВИЧ-инфекции нельзя, но с помощью лекарств можно задержать развитие болезни. Человек продолжает вести обычный образ жизни - учится, работает, заводит семью, рожает здоровых детей. Правда, препараты ему надо принимать пожизненно. У нас есть одна больная, инфицированная с рождения, которой сейчас 27 лет. Мы ее лечим и блокируем все проявления заболевания.
Все препараты, которые используются для лечения ВИЧ-инфицированных, импортного производства. В отечественной фармацевтике по противовирусным препаратам прогресса пока нет. Иногда на наш рынок попадают дженерики, но они менее эффективны. А если лечение малоэффективно, то больной становится более контактогенозен при половых связях, и значит, идет распространение вируса. Кроме того, его состояние быстро ухудшается и болезнь переходит в более тяжелую стадию.
- Но наверное эти препараты очень дорогие? Кто платит за лечение ВИЧ-инфицированных?
- Действительно, стоимость современных противовирусных препаратов высока. Последние 6 лет закупки препаратов для лечения ВИЧ-инфицированных финансирует государство, и наши пациенты получают противовирусную терапию бесплатно. До этого препараты не закупались, и это была беда. У нас не было возможности получать лекарства за счет международных фондов, ВОЗ, ООН и т. д., как у слаборазвитых стран. Россия имела деньги, но по какой-то причине не закупала препараты, считая, что СПИДа у нас нет. Но от проблемы не спрячешься. И вот произошла вспышка заболевания - в Петербурге в течение 3 лет заразилось сразу 20 тысяч человек. Дальше был некий спад, но все равно заболеваемость остается на достаточно высоком уровне.
- Известны случаи, когда людям отказывали в лечении, например стоматологическом, на том основании что они ВИЧ-инфицированнные. Что делать в таких ситуациях?
- Надо знать, что человек с ВИЧ-инфекцией имеет все права, в том числе и на полноценную медицинскую помощь. Но, правда, при лечении ВИЧ-инфицированных существуют специфические моменты. В нашем центре есть стоматологическое отделение на три кресла. Понятно, что мы не сможем обеспечить лечением несколько десятков тысяч ВИЧ-инфицированных.
- В прессе говорят о том, что заключенные с ВИЧ-инфекцией не получают терапию. Так ли это?
- По-видимому, так. Мы периодически обследуем заключенных - мужчин и женщин - и видим, что число людей с ВИЧ-инфекцией, требующих терапии, существенно больше, чем лиц, которым эта терапия проводится. Это большая проблема для России, и ее нельзя игнорировать.
- Наверное, риск заражения повышен среди медиков?
- Да, это так. Но в связи с тем, что в последние годы мы проводим профилактику всем медицинским работникам, которые травмировались при выполнении врачебных манипуляций - а это в основном хирурги, то опасность сведена практически к нулю. За последние годы я не помню случаев профессионального заражения.
- То есть существует профилактика ВИЧ?
- Да, если человек сразу же при подозрении на заражение принимает препараты, то вирус не успевает размножиться. Но эффективна эта профилактика в первые три дня после заражения, затем ее эффективность снижается. Когда вирус проникает в лимфоидную ткань, то его уже полностью подавить невозможно.
- Что делать, если у человека был опасный контакт?
- Ему надо прийти в наш центр и провериться на носительство вируса. Такая проверка анонимна. Но сразу после контакта проверяться бесполезно: вирус проявит себя только через 3-4 недели. Мы можем провести и профилактику ВИЧ. Профилактика бесплатна для беременных женщин и при профессиональном заражении. Во всех остальных случаях она проводится на платной основе.
Но главное - не допустить заражения. Пользуйтесь презервативами - тем самым вы снижаете риск инфицирования. Или ведите себя благоразумно и избегайте опасных контактов.