Интенсивная потеря волос в любом случае большое несчастье и для женщин и для мужчин. Особенно тяжело такое состояние переживают молодые люди 18–20 лет. Проблемы с внешностью в этом возрасте могут привести не только к сильным психоэмоциональным переживаниям, но и к депрессивным состояниям. А ведь многих этих проблем можно избежать, обратившись к врачам-специалистам АМД-лабораторий.
В большинстве случаев изменения проявляются повышенной сальностью волос, перхотью на волосистой части головы, интенсивным выпадением волос с поредением в лобно-теменной зоне. Что же является причиной этих неприятностей?
Во время полового созревания человек проходит период гормональных перестроек, который может сопровождаться повышенной секрецией сальной железы. К сожалению, у некоторых людей под влиянием различных внешних и внутренних факторов этот период затягивается и переходит в хронически рецидивирующее кожное заболевание – себорейный дерматит.
Клинически себорейный процесс появляется на участках кожного покрова с высокой частотой и активностью сальных желез и характеризуется шелушением, воспалением, зудом. В зависимости от выраженности и характера высыпаний себорею подразделяют на жирную (жидкую и густую), сухую и смешанную. Если заболевание долго не лечить, оно вполне может закончиться стойким выпадением волос. А это уже более серьезная проблема и для врача и для пациента.
Связь повышенного салоотделения с выпадением волос замечена давно и нашла отражение в частом использовании термина «себорейная алопеция» как синонима обычного облысения. Функция сальных желез, как и андрогензависимых волосяных фолликулов лобно-теменной области, находится под контролем андрогенов, которые вызывают увеличение размера сальных желез и количества выделяемого сала. Избыточная секреция кожного сала приводит к феномену «ложной гипертрофии» волосяной луковицы, то есть к плотным наслоениям секрета сальной железы на ее поверхности. В свою очередь, это ведет к сдавливанию кровеносных сосудов в фолликуле, нарушению поступления питательных веществ и витаминов к клеткам волоса и постепенной атрофии луковицы.
Помимо тестостерона, продукцию кожного сала стимулируют и другие андрогены: дигидроэпиандростерон и андростендион. У женщин выработка кожного сала возрастает даже при незначительном повышении уровня циркулирующих андрогенов.
В настоящее время в развитии себорейного процесса большую роль отводят гиперактивации грибковой микрофлоры, в частности дрожжеподобным липофильным грибам Малассерия фурфур, которые являются постоянным компонентом нормальной микрофлоры кожи более чем у 90% пациентов. Эти микроорганизмы обладают липазной активностью за счет действия ферментов, расщепляющих кожное сало на свободные жирные кислоты, которые, с одной стороны, необходимы для их роста, а с другой – служат причиной воспалительных изменений кожи в областях их колонизации. Выявлено большое число факторов, способствующих гиперактивации грибковой микрофлоры и, как следствие этого, возникновению себореи и ее осложнений. Необходимо отметить, что по своей природе они в основном являются нейрогенными, иммуннымии гормональными. Определенную роль в возникновении себорейного процесса можно также отвести генетическим (себорея в семейном анамнезе), метаболическим (обострение при повышенной потливости) факторам и влиянию внешней среды (отрицательно воздействующие щелочные мыла, зимний период времени).
Итак, в развитии себорейной алопеции участвует множество факторов. Для решения этой проблемы необходима помощь узкого специалиста - врача-трихолога.
Н. А. Логинова, АМД лаборатории (Санкт-Петербург)