В октябре 2013 года в Монте-Карло (Монако) прошел очередной, уже шестой Всемирный конгресс по стволовым клеткам пуповинной крови (World Cord Blood Congress IV). По традиции, на каждом конгрессе одна из проблем применения стволовых клеток пуповинной крови раскрывается более широко, и данный форум не стал исключением – в этом году такой проблемой стала серповидно-клеточная анемия (СКА).
Конгресс традиционно собрал ведущих специалистов со всего мира (в основном онкологов и гематологов), работающих в данной области. Это профессора Э. Глюкман (Франция) и Х. Броксмейер (США), осуществившие в 1985 году первую трансплантацию стволовых клеток пуповинной крови, профессор Д. Курцберг (США) и Д. Вагнер (США), занимающиеся проблемой аллогенной трансплантации стволовых клеток пуповинной крови детям и взрослым пациентам, президент EBMT (Европейская группа по трансплантации костного мозга) А. Мадригал (Испания) и многие другие ученые.
Большой раздел конгресса был посвящен вопросам экспансии гемопоэтических стволовых клеток. Известно, что количество клеток в образце пуповинной крови является наиболее критичным фактором, влияющим на эффективность трансплантации. Сегодня культивирование гемопоэтических клеток признано основным направлением преодоления отрицательных аспектов, связанных с клеточной дозой. Об успехах в этой области рассказали доктор Э. Шпалл (США), один из ведущих специалистов по применению культивированных стволовых клеток, и профессор Д. Курцберг (США), чья группа проводит сейчас клинические испытания препарата NiCord (Gamida Cell, Израиль), представляющего собой культивированные стволовые клетки пуповинной крови. Интересно было узнать, что трансплантация двух образцов пуповинной крови рассматривается сейчас не как самостоятельный метод улучшения исходов трансплантации, а как модель для будущего использования культивированных стволовых клеток пуповинной крови.
Как уже упоминалось выше, отдельный раздел был посвящен применению пуповинной крови при СКА – вопросам диагностики, применения гемопоэтических стволовых клеток из различных источников и роли пуповинной крови в лечении. Можно сказать, что сегодня в этой области получены обнадеживающие результаты.
В секции, посвященной роли главного комплекса тканевой совместимости (HLA-система) в трансплантации пуповинной крови, обратила на себя внимание тенденция к ужесточению выбора образца пуповинной крови для трансплантации. Так, уже в ряде центров рекомендовано определять не только локусы A-, B-, DRB-, но и локус С-. Также все больше информации накапливается о влиянии на исходы трансплантации пуповинной крови KIR-лиганда, клеток – натуральных киллеров, NIMA (неврожденных антигенов матери) и NIPA (неврожденных антигенов отца).
Из остальных докладов можно отметить сообщение директора Банка пуповинной крови Барселоны (Испания) С. Кверола об использовании новой технологической платформы «Sepax 2» / «Smart-Max» (Biosafe, Швейцария) для повышения качества помещаемых на хранения образцов пуповинной крови.
Подводя итоги конгресса, можно сделать следующие выводы:
- экспансия стволовых клеток пуповинной крови является наиболее перспективным методом улучшения исходов трансплантации;
- существует тенденция к ужесточению выбора образца для трансплантации;
- в среде гематологов и фундаментальных исследователей рассматривается использование пуповинной крови для регенеративной и клеточной терапии.
Иволгин Дмитрий, к.м.н.,
заведующий лабораторией выделения стволовых клеток
ООО "Покровский Банк Стволовых Клеток"