Интервью с директором ФГБУ НИИДИ ФМБА России, главным внештатным специалистом Минздрава РФ по инфекционным болезням у детей заслуженным деятелем науки РФ, академиком РАМН, профессором Юрием Владимировичем Лобзиным.
– Юрий Владимирович, насколько серьезна проблема детских инфекций?
Юрий Лобзин: Проблема эта очень серьезна. И тому есть несколько причин. Во-первых, если взять все внутренние болезни, которые существуют у детей (я не говорю сейчас о травмах и хирургических заболеваниях), то примерно 80% из них – инфекционные. Второй момент – это, к сожалению, сохраняющаяся летальность, при ряде инфекций она очень высокая. Примерно половина болезней, от которых умирают дети, связана с инфекциями. Это не обязательно собственно инфекционная болезнь. Причина смерти может быть и другой, но всё равно почти у 50% всех умерших детей имела место инфекция. И третья очень важная причина, определяющая актуальность проблемы: примерно у 25% (а по некоторым данным до 30%) детей-инвалидов инвалидизация произошла вследствие инфекционного процесса.
– Простудные заболевания, насморк, кашель – с ними сталкиваются все родители. Насколько они опасны? Всем известно, что, придя в детский сад, ребенок начинает постоянно болеть.
Ю. Л.: Действительно, абсолютное большинство – примерно 95% всех инфекций – это грипп и острые респираторные заболевания. Почти все дети, за редчайшим исключением, переносят грипп. Это нормально, потому что таким образом у ребенка формируется иммунитет. Ребенок приходит в детский сад и начинает болеть. Почему? В одном помещении собрались 30 человек, каждый со своей микрофлорой, у одного аденовирус, у другого риновирус, бактериальная ангина, стрептококк. И, естественно, идет активный обмен микроорганизмами. В этом есть не только минусы, но и плюсы – таким образом ребенок тренирует свой иммунитет. Если иммунитет не получает антигены, то иммунная система не развивается. Знаменитый профессор-иммунолог Кузнецов как-то в шутку сказал: «Раньше дети меньше болели. Они росли в деревнях: тут навоз, тут корова, тут грязь. И они все в рот тянули, поэтому получали мощную антигенную нагрузку, и иммунитет у них вырабатывался сильный, и развивались они быстрее». Может быть, часть правды в этом и есть. Первые несколько месяцев в яслях или в садике ребенок часто болеет, а затем болезни прекращаются, и респираторные заболевания уже случаются не чаще раза в год. Если ребенок не ходил в садик, то он все получит эти заболевания, уже учась в школе
– А если ребенок постоянно «не вылезает» из простуд или ангин? Как быть в этом случае?
Ю. Л.: Действительно, такие дети есть, даже термин в медицине существует «часто болеющие дети». В каждом таком случае требуется углубленное дополнительное обследование, чтобы выяснить, в чем дело, почему у ребенка частые повторные болезни. Это может быть связано с врожденным или приобретенным дефектом иммунитета, который обусловлен не распознанной хронической болезнью. Иногда у этих детей выявляется хроническая вирусная инфекция, чаще всего вирус Эпштейн–Бара, который вызывает вирусный мононуклеоз. Другой вариант – цитомегаловирусная инфекция или хроническая герпетическая инфекция. Понятно, что, если у ребенка есть хроническая вирусная инфекция, его иммунитет направлен на борьбу с ней, и на этом фоне любая другая инфекция может вызывать постоянные респираторные заболевания. Такие дети должны находиться под наблюдением педиатра, а лучше – детского инфекциониста.
А возможно, родители не соблюдают элементарных мер профилактики и гигиены. Пришел ребенок из детского садика или из школы – помой руки, переоденься. Дальше, поиграл дома, идет обедать – помой руки перед едой. Фрукты, овощи надо тщательно вымыть, обдать кипятком. Такими простыми мерами убирается огромное количество проблем. В советское время на каждом углу висели плакаты: «Мой руки перед едой!», «Дизентерия – болезнь грязных рук!» Может быть, это было немного навязчиво, но действовало. А сейчас об этом просто не говорится. И современные молодые мамы и папы просто забывают о правилах гигиены.
– Некоторые родители, у которых дети часто болеют, просто забирают ребенка из садика, чтобы он до школы сидел дома. Правильно ли это?
Ю. Л.: Родители не должны принимать такое решение самостоятельно. Только врач может решить, как справиться с таким иммунодефицитным состоянием (а это именно иммунодефицит, не СПИД, конечно). Возможно, ребенок плохо питается, не гуляет, физически неактивен, сидит у компьютера сутками – это тоже возможные факторы частых простудных заболеваний. Если нам не удается выяснить причину или убрать ее, тогда врач может порекомендовать индивидуальный режим.
– Этим летом у нас было много случаев серозного менингита. Это была эпидемия? И что это за заболевание?
Ю. Л.: Во-первых, не эпидемия, а вспышки в нескольких регионах. Были вспышки энтеровирусных инфекций. Называть их серозным менингитом неправильно, потому что серозный менингит – это синдром, который может проявляться при целом ряде вирусных и бактериальных инфекций: туберкулезе, лимфоцитарном хориоменингите, эпидпаротите, герпетической инфекции, кори, краснухе. Поэтому правильнее говорить: «энтеровирусная инфекция, проявляющаяся синдромом серозного менингита». Она может проявляться синдромом обычного респираторного заболевания: насморком, кашлем, или болями в животе – легким кишечным расстройством, или какой-то сыпью, или поражением нервной системы, как правило, легким, в виде серозного менингита. Он заканчивается обычно без последствий. Но энтеровирусная инфекция может проявиться и тяжелым поражением нервной системы, мозга. При менингите поражаются оболочки мозга, а когда затронута ткань мозга – это энцефалит.
Этим летом наш институт участвовал в ликвидации таких вспышек в пяти регионах России. Так, в Ростове-на-Дону было 300 случаев самой тяжелой энтеровирусной инфекции – ромбэнцефалита. Там из-за мамы погиб ребенок. Она привезла его на четвертый день в бессознательном состоянии. Врачи сделали, все, что могли, но спасти ребенка не удалось. А сейчас мама предъявляет претензии врачам. Врачи не всегда могут справиться с болезнью. К сожалению, сейчас есть даже юридические конторы, которые выискивают такие ситуации и провоцируют родителей писать жалобы, чтобы получить деньги с лечебного учреждения либо с врача.
– Если бы мама обратилась к врачам в первый день, был бы шанс спасти ребенка?
Ю. Л.: Конечно. Инфекции отличаются от всех других болезней тем, что они очень быстро развиваются, и особенно быстро – у детей. У ребенка также чаще наблюдаются тяжелые критические синдромы. При первых признаках болезни ребенка надо сразу же, не затягивая обращаться к врачу. А ведь как бывает? Ребенок заболевает, у него повышается температура, а мама к врачу не обращается, думает: «Ничего, все пройдет». И так день, другой, третий. А на четвертый день, когда у ребенка уже появились признаки развившегося поражения, она вызывает врача и требует от него золотую пилюлю. «Вот дайте лекарство, чтобы он у меня сейчас же поправился». Но чудес не бывает. Чем позже мы начинаем лечение, тем сложнее справиться с болезнью.
– А как происходит заражение энтеровирусом?
– Самый быстрый путь – с грязной водой, которая содержит вирус. Раньше энтеровирусную инфекцию называли летним гриппом, потому что возбудители в жаркую погоду в воде, даже в морской, сохраняются до 30 суток. Дети, купаясь, заглатывают воду и заражаются. Еще один источник – плохо вымытые фрукты и овощи. Не исключается и воздушно-капельный путь при тесном контакте, хотя он менее значим.
– А в принципе можно ли победить инфекции?
Ю. Л.: Нет. Мы никогда не победим инфекции, и специальность инфекциониста не исчезнет. Надо помнить, что это мы пришли в мир микробов, а не они – в наш мир. Первоначальные формы жизни на Земле – микробы. И мы пришли к ним в гости, появились в их жизни, поэтому заявления о том, что надо ликвидировать такую-то инфекцию, уничтожить этих микробов, – это абсурд. Микробов уничтожить невозможно. Всего одна болезнь считается условно уничтоженной – натуральная оспа. Но это особая болезнь, ее носителем является только человек. И поэтому вакцинацией, причем 100-процентной, во всем мире, удалось ее победить. После прививки человек получал пожизненный иммунитет от натуральной оспы. Сейчас, когда оспа считается уничтоженной, она больше не прививается нигде в мире, и людей с пожизненным иммунитетом остается все меньше и меньше. Но вирус натуральной оспы может вернуться. То есть мы его ликвидировали условно. Но вместо этого стали распространяться другие инфекции. Так, целые классы болезней раньше встречались достаточно редко, а сейчас они наблюдаются все чаще.
– Какие это болезни?
Ю. Л.: Например, туберкулез. В советское время он встречался очень редко, а сейчас это серьезная проблема, причем общемировая. Появились мультирезистентные формы возбудителя, так называемый штамм Bejing – пекинский, из Китая. Он нечувствителен ни к одному из антибиотиков. А современной хорошей вакцины от туберкулеза нет.
– А такие заболевания, как краснуха и ветрянка? Считается, что в детстве они легче переносятся и к ним вырабатывается иммунитет. Это так?
Ю. Л.: Так и есть. Лучше переболеть краснухой в детстве. Это очень легкая болезнь: протекает при нормальной или небольшой субфебрильной температуре тела (37,5–38 градусов), появляется сыпь, увеличиваются лимфоузлы в затылочной шейной части – и через один-два дня все проходит. Исключительно редко, один случай на миллион, встречается краснушный менингоэнцефалит. Опасна краснуха только беременной женщине в первые три месяца беременности, так как вызывает уродство плода.
– Насколько опасен для ребенка вирус герпеса? И можно ли его уберечь от него?
Ю. Л.: Вирус герпеса – один из самых распространенных в природе. Он есть практически у каждого. И если он попал в организм человека, избавиться от него невозможно. Существует несколько типов герпеса. Чаще всего встречается герпес лабиалис – простой герпес. Он никак не проявляется до тех пор, пока организм не ослабеет. Но как только вы переутомились, переохладились, заболели какой-то тяжелой болезнью, он сразу же дает о себе знать – на губах, на крыльях носа появляются высыпания, в народе говорят: простуда выскочила. Значительно более тяжелый герпес зостер, опоясывающий лишай. У иммунодефицитного человека вирус зостер приводит к тяжелейшим поражениям центральной нервной системы, в частности погибают клетки мозга. Если этот процесс вовремя не остановить, то человек умрет. Неприятный герпес – генитальный, передающийся половым путем. Об этой проблеме не каждый скажет, а вывести вирус крайне тяжело. Вакцины от него не существует, лечение крайне сложное – комбинированное, многоэтапное.
Что касается детей, то ребенок рождается без герпетической инфекции, но быстро инфицируется. Обычный лабиальный герпес для ребенка неопасен. Но для него представляют опасность другие болезни, близкие к группе герпетических: инфекционный мононуклеоз и цитомегаловирусная инфекция. Инфекционный мононуклеоз раньше считали абсолютно доброкачественным и всегда заканчивающимся выздоровлением. Но оказалось, что детская онкогематология имеет вирусную природу и во многом связана с вирусами этой группы. Поэтому мононуклеоз надо лечить, причем этим должен заниматься детский инфекционист. Цитомегаловирусная инфекция тоже требует специального лечения, приема противовирусных препаратов. Она поражает не только нервную систему и кровь, но и печень.
– А как происходит заражение этими вирусами?
Ю. Л.: Заражением мононуклеозом происходит при очень тесном контакте – на расстоянии 20–30 см. Эту болезнь описал наш отечественный инфекционист Нил Филатов, и он назвал ее «поцелуйная болезнь». Цитомегаловирус также передается при близком контакте.
– Сейчас в городе появилось большое количество больных птиц, в частности голубей. Скажите, можно ли заразиться от них какой-нибудь болезнью?
Ю. Л.: Существует одна болезнь, которая передается от птиц человеку, – это пситтакоз, или орнитоз. Впервые эта болезнь попала к нам с попугаями, которых завозили из тропиков. Пситтакус по латыни –попугай. Но потом доказали, что переносить заболевание могут и другие птицы, и оно получило название орнитоз. Орнитоз – тяжелая инфекция, проявляющаяся высокой температурой, головной болью, серозным менингитом. Поражаются печень, селезенка. Передается воздушно-капельным путем. Но наши голуби не заражены, иначе были бы уже случаи заболевания у людей. Но на всякий случай с голубями лучше тесно не общаться.
– Ну а кошки, собаки? Что они нам могут передать?
Ю. Л.: Это, в основном, кожные заболевания – лишаи. Но не только. Животные могут заразить человека гельминтами. Так, существует аскаридоз, разносчиками которого являются собаки, другие редкие гельминтозы. Поэтому домашним собакам надо проводить профилактические курсы антигельминтными препаратами. Кошки переносят токсоплазмоз. Причем переносят его с фекалиями. Возбудители в фекалиях должны созреть в течение 3–4 дней, поэтому если вы сразу уберете за кошкой, то заражения не будет. А вот если возбудители созреют, например в песочнице на дворе, и попадут ребенку в рот, то он может заболеть.
– Что такое столбняк? Как им инфицируются?
– Столбняк – это болезнь, вызываемая микроорганизмами, развивающимися в почве без доступа воздуха. Заражение происходит при каком-либо повреждении кожных покровов: царапине, ссадине, если в ранку попадает грязь, земля. Столбняк – тяжелейшее заболевание, часто заканчивающееся смертельным исходом. Но мы, к счастью, защищены от него, потому что вакцинация против этой инфекции включена в национальный календарь прививок.
– В последние годы у нас много говорят о вакцине «Гардасил» против вируса папилломы человека – ВПЧ. Мнения о ней расходятся. Действительно ли она помогает?
Ю. Л.: Существуют две вакцины от ВПЧ – «Гардасил» и «Церварикс». В первой четыре антигена, во второй – два. От рака шейки матки защищает и та, и другая вакцина, а «Гардасил» предохраняет также от кондилом на половых органах, которые могут переродиться в злокачественные образования. А что касается эффективности вакцины, то стопроцентная вакцинация внедрена, и уже достаточно давно, в единственной стране – в Австралии. Там прививают всех девочек в возрасте 9–13 лет, а сейчас стали вакцинировать и мальчиков. Так вот, сейчас в Австралий практически не встречается рак шейки матки. К сожалению, в нашей стране сегодня это по финансовым соображениям невозможно – программа дорогая.
– Раз уж мы коснулись темы вакцинации, давайте поговорим об этой проблеме подробнее. Мы не можем обеспечить всех бесплатными прививками от ВПЧ, но от других инфекций защитить детей можем?
Ю. Л.: Сейчас у нас действует нормальная система вакцинопрофилактики. От серьезных детских инфекций наши дети защищены. В настоящее время в национальный календарь профилактических прививок входит вакцинация от 11 инфекций: кори, краснухи, дифтерии, коклюша, эпидемического паротита, или свинки, вирусного гепатита B, полиомиелита, туберкулеза, столбняка, гриппа, гемофильной инфекции. Сейчас на очереди стоит включение в календарь прививки от пневмококка, чтобы предохранить детей от пневмонии. Это прививки обязательные, они делаются всем. Но вы можете вакцинировать ребенка и от других заболеваний, например от менингита.
А вот прививки от ветряной оспы, ветрянки, в календаре нет, хотя в других странах она в него включена. Но это вопрос экономический. В Финляндии, например, защитили детей практически от всех инфекций, в том числе и от ветрянки, и от всех менингитов, от пневмококка. И дети не болеют этими инфекциями.
– Сейчас в Интернете и в СМИ достаточно бурно обсуждается вопрос о том, не вредны ли прививки, нужно ли их делать детям. Возможно, противников вакцинации не так и много, но выступают они довольно громко.
Ю. Л.: Действительно, сейчас распространяется мнение, что прививки вредны. Появилось даже такое антипрививочное движение. Их лозунг: «Не давайте на своих детях ставить опыты!» Но уже давно доказано, что вакцинация – одно из самых выдающихся достижений человечества. Есть три кита, на которых держится здоровье человека: чистая вода, здоровое питание и вакцинация. Сколько людей умирало до того, как изобрели вакцины! Страны просто выкашивало – чума, оспа, холера. Знаете ли вы, что Чайковский умер от холеры, здесь, в Санкт-Петербурге. Сейчас благодаря вакцинам этих эпидемий практически нет. В 90-е годы в Петербурге была крупнейшая эпидемия дифтерии. При этом заболевании развиваются тяжелейшие токсические осложнения, поражается сердце. У нас было несколько случаев летальных исходов. И все потому, что отказались от прививок дифтерии. Это только один из примеров. Поэтому я считаю пропаганду отказа от прививок просто преступлением. Существует ответственность родителей за ребенка. Ребенок – не их собственность, он самостоятельная личность. И если они подвергают своего сына или дочь угрозе заболевания, а может быть, и смерти, то тем самым нарушают его права. Мы говорим об этом на телевидении, на радио, при встречах с журналистами, выступаем на конференциях. К сожалению, люди, стоящие во главе этого движения, отнюдь небескорыстны – они за это получают большие деньги. И они используют не очень грамотных людей. А чем ниже уровень культуры, в том числе медицинской, тем сильнее человек воспринимает подобные настроения. Вспомните холерные бунты в дореволюционной России – это были бунты против врачей. Кто был их участником? Необразованные крестьяне. Они считали, что врачи размножают холерный микроб. К счастью, у нас до такого еще не дошло.
– Были ли у нас в стране прецеденты, когда родителей судили за то, что ребенок погиб по их вине, потому что они отказались от прививок?
– К сожалению, не было. Такие обвинения должны инициировать медики, но они заняты тем, что отвечают на многочисленные жалобы. Получается такой односторонний уклон. А ответственность за здоровье ребенка должна быть солидарной: и родителей, и педагогов, и медиков.