Уже многие знают, что пуповинная кровь поможет, если, не дай бог, с кем-то из родных и близких случится несчастье. Ведь своя кровь лучше приживается и работает эффективнее, чем донорская. Вот и сдают мамочки на хранение пуповинную кровь своих малышей. Но тут возникает вопрос: к какому банку обратиться? В Европе и США, где приняты законы о клеточных технологиях, существуют государственные программы поддержки этого направления. У нас же такой закон еще не принят, и заготовкой пуповинной крови заняты только коммерческие банки. Сегодня в нашей стране существует шесть банков, которые заготавливают стволовые клетки пуповинной крови. Два находятся в Петербурге – Покровский банк стволовых клеток и банк «ТрансТехнологии», имеется и филиал московского «Гемабанка».
– При выборе банка не в последнюю очередь руководствуются и стоимостью услуги. Так какова же реальная цена заготовки пуповинной крови?
– На Западе заготовка образца пуповинной крови в общественный регистр доноров стоит 20 тысяч евро, и ее оплачивают страховые компании, – рассказывает генеральный директор Покровского банка стволовых клеток Александр Смолянинов. – В нашем банке стоимость заготовки образца равна 55 тысячам рублей. Она складывается из разных составляющих. Это затраты на высокотехнологичное оборудование, расходные материалы, заработную плату специалистов. В нее включаются также аренда помещений, расходы на коммунальные услуги, налоги. Кроме того, чтобы выбрать образец высокого качества, приходится делать большое число заготовок. Ведь именно качество образца гарантирует его приживаемость в организме и эффективность лечения. Все заработанные деньги мы тратим на оснащение. Цена заготовки образца у нас ниже, чем затраты на приобретение аппаратуры, – мы понимаем, что иначе простые горожане не смогут позволить себе эту услугу. Но она дает нам возможность поддерживать технологический процесс и платить за аренду. Опустить ее мы не можем. Некоторые банки, чтобы привлечь клиентов, снижают цену на свой продукт. Но если вам предлагают заготовку именного образца пуповинной крови за менее чем 48 тысяч рублей, значит, там используются старые технологии, устаревшее оборудование, а следовательно, качество такого образца будет невысоким.
– Ваш банк предлагает сдавать на хранение стволовые клетки пупочного канатика. Это направление для России новое, и роженицам в других банках говорят, что такими клетками никто не занимается, что в пупочном канатике нет никаких ценных клеток и все это обман.
– Да, действительно, такие слухи ходят. Еще осенью 2012 года мы начали исследования стволовых клеток пупочного канатика. Оказалось, что у них отсутствует фактор иммунного отторжения, то есть они приживаются в 100% случаев, не приводя к осложнениям. Кроме того, клетки пупочного канатика, в отличие от пуповинной крови, используемой при иммунных и онкологических заболеваниях, очень эффективны при болезнях сердца, печени, мозга, артрозах, сахарном диабете, болезни Крона, переломах. В настоящее время лучшие биотехнологи во всем мире работают над этой проблемой. Клетки пупочного канатика заготавливают банки Франции, Великобритании, США, Италии, Китая, Индии. Всех, кому интересно, как происходят заготовка и хранение стволовых клеток, мы приглашаем в наш банк. Мы покажем весь процесс заготовки клеток и расскажем о возможностях клеточной терапии.
– Где в нашем городе используются клеточные методики?
– Только в медицинском центре «Покровский» нашего банка. Мы занимается регенеративной медициной более пяти лет. Так, уже 2 года мы используем стволовые клетки пуповинной крови для восстановления после курсов химио- и лучевой терапии.
– Если пациент заготовил образец в другом банке, вы будете его лечить?
– Да, к нам приходят такие пациенты, но мы вынуждены отказывать им в лечении, – говорит врач-трансфузиолог Покровского банка Шерзод Адылов. – Мы не доверяем качеству чужих образцов. Ведь мы не знаем, как транспортировалась кровь, по каким технологиям она обрабатывалась. Если образец заготовили неправильно или по старой технологии, то результата либо не будет, либо он будет отрицательным.
– Сегодня в России нет клиник, где используются клеточные технологии, нет и специалистов в этой области. А у многих врачей нет даже желания заниматься этим направлением. Когда наши люди смогут лечиться по новым технологиям в своей стране?
– Это зависит в первую очередь от государственного финансирования такого высокозатратного направления, как клеточные технологии, – говорит Александр Смолянинов. – Хотя и консерватизм врачей тоже играет свою роль. Например, конференции – много ли специалистов из нашей страны их посещает? А ведь там можно узнать столько всего нового, позаимствовать идеи, даже разработки. А потом развивать их у себя дома. Кстати, в этом очень активны китайские ученые. Там высокими темпами развиваются клеточные технологии, а стволовые клетки вовсю используются в лечении больных. Весь мир уже понял, что это очень перспективное направление.
Нина Башкирова. По материалам газеты «Город 812»