Современные клеточные технологии творят вполне осязаемые современные чудеса. Они в буквальном смысле помогают встать на ноги после тяжелого перелома или остеоартроза. Чудеса в данном случае – рукотворные, сделанные в тесном сотрудничестве биотехнологов НИЛ клеточных технологий СЗГМУ им. Мечникова – Покровского банка стволовых клеток (ПБСК) с травматологами-ортопедами. О том, как это происходит и какую пользу это приносит людям, нам рассказал один из главных участников этого процесса профессор, ведущий научный сотрудник НИЛ клеточных технологий СЗГМУ им. И. И. Мечникова Александр Савинцев.
Мы привыкли, что перелом обычно лечат наложением гипса. Теперь надо привыкать, что это будет происходить с помощью клеточных технологий?
Не исключено, ведь спектр применения клеточных технологий в нашей дисциплине уже довольно широк. Во-первых, это оптимизация процессов сращения костной ткани при переломах или по-другому процесс репаративной регенерации. Генетически обусловлено, что для каждой кости есть свои определенные сроки сращения. Но бывает так, что этот процесс затягивается, например, это нередко встречается у людей пожилого и старческого возраста. Как происходит в большинстве ортопедических клиник: пациенту с переломом сопоставили и зафиксировали костные отломки и говорят, теперь ждите, природа должна сделать свое дело. Мы же действуем по-другому. Используя современные клеточные технологии, мы делаем анатомическое восстановление сломанной кости и доставляем необходимый для сращения клеточный материал на место повреждения, ничего при этом не нарушая, а просто помогаем физиологии человека выполнять соответствующие регеративные функции.
Насколько эти технологии помогают ускорять выздоровление?
Если взять пожилых людей, то у нас есть задокументированные наблюдения за ходом выздоровления 90-летней пациентки, у которой был сложный перелом бедренной кости. Вместо положенных 4-5 месяцев восстановление прошло за 2,5 месяца. У лиц молодого возраста мы наблюдали аналогичные процессы – все происходило в минимальные сроки с образованием прочной костной мозоли.
А если речь идет о более сложных случаях, например, внутрисуставных переломах или остеоартрозах?
Принято считать, что любой внутрисуставной перелом приводит к развитию остеоартроза, который практически не излечим, потому что в этом случае страдает гиалиновый хрящ. Этот поврежденный хрящ практически не подвержен регенерации, поскольку это особая ткань в организме человека: она даже питается за счет водоснабжения, а не кровоснабжения, и оттого отличается такой низкой регенеративной способностью. Все эти предпосылки – анатомические и физиологические – «способствуют» тому, что человек испытывает сильные болевые ощущения в течение длительного периода – даже после того, как процесс сращения кости уже завершен.
Клеточные технологии помогают победить остеоартроз, причем достаточно эффективно и не болезненно: нужен лишь небольшой кусочек подкожно-жировой ткани, из которого биотехнологи Покровского банка выделят мезенхимальные стволовые клетки. Этого будет достаточно для выращивания прехондроцитов, клеток хряща, с помощью которых мы и будем устранять дефицит «хрящевой массы». Клетки хряща выращиваются до определенного объема, который высчитывается по авторской методике. С помощью различных носителей мы доставляем этот новый клеточный материал в место повреждения.
В зависимости от стадии остеоартроза используются разные технологии. Если это 1-я и 2-я стадии, то это малоинвазивное введение. Если это артроз в третьей стадии, то мы уже предлагаем оперативное лечение и наносим клеточный материал с помощью специального клея на субхондральную кость. Тем самым, мы помогаем человеку избежать эндопротезирования коленного сустава.
Клеточные технологии наверняка помогут и тем, кто профессионально или просто достаточно активно занимается спортом или фитнесом и страдает от травм…
Совершенно верно. Мы часто используем клеточные технологии для лечения повреждений ахиллового или пяточного сухожилия. Такая проблема возникает у людей, ведущих активный образ жизни, особенно после 40 лет. Спорт, активный отдых, фитнес. Именно этим страдают представители игровых видов спорта, у которых в течение долгого времени в этом месте происходят и «накапливаются» микротравмы. Все это в конечном итоге приводит к разрыву ахиллового сухожилия и его оперативному лечению. Однако восстановление сухожилия происходит с образованием грубой рубцовой ткани на месте повреждения. При этом и так дегенеративно измененные волокна сухожилия ещё больше теряют эластичность. Восстановить их можно как раз с помощью стволовых клеток. У нас есть возможность сработать и превентивно: мы советуем укреплять эти проблемные сухожилия своим же клеточным материалом, без каких-либо лекарств.
Ваш совет тем, кто хочет избежать проблем с суставами?
При любых признаках неблагополучия с суставами старайтесь быстрее обратиться к ортопеду-травматологу. И если выяснится, что начинается или уже существует проблема с суставами – не расстраивайтесь, а идите к нам. Мы подскажем, как можно эффективно лечиться и начать снова активно двигаться с помощью своего же клеточного материала.
Елена Мягкова. По материалам журнала "Город 812".
Интервью размещено дословно, без правок редакции.
Даешь вечную жизнь!