Фильм посвящен проблеме выбора молодым русским поколением жизненного пути и мировоззренческой ориентации в реалиях глобального ценностного кризиса нынешнего времени. Кризис в данной связи рассматривается как общемировой духовный излом, смена ценностей и соответственно моделей поведения («кризис новой Европы»), причем прежние стереотипы уже списаны в архив, а новые не сформированы и даже не артикулированы, но даны в предпoсылках и ощущениях. Уникальность ситуации представлена как наложение двух волн кризиса – мирового и российского (последний обозначен в терминах резкой социальной градации, деполитизации и пауперизации общества, роста революционных настроений). В фильме воссоздается русское дискурсивное пространство, где идеи всего лишь носятся в воздухе. Тема фильма – перипетии восприятия молодым поколением в России новых глобальных трендов и формы реагирования на них, представленные как экзистенциальный выбор.
Доминирующим мотивом фильма предполагается представить судьбу эскапистских настроений среди русской молодёжи, ориентированной в технократическом духе. Речь пойдет о «поколении гиков» - аполитичных и асоциальных индивидуумов, живущих в виртуальном мире компьютерных технологий и не собирающихся его покидать по доброй воле. Эта ориентация восходит к идее Освальда Шпенглера о цивилизации как ступени, следующей за культурой, когда творчество заменяется технологией. Но молодые русские технократы, представленные в фильме, рассматривают технологию лишь как средство самовыражения и индивидуального творчества, таким образом формируя новую культурную ситуацию. Проблема этого поколения, представленная в фильме, состоит в жизнеспособности этой модели в суровых российских кризисных условиях.
Фабула фильма включает ряд документальных зарисовок из жизни школьников разных регионов России. Лейтмотивом служит демонстрация молодёжью своего отношения к глобальным технологиям в целом, инновациям и собственным жизненным перспективам в этом разрезе. Рассматриваются также альтернативные модели поведения (социальной ориентации) молодежи – военный порядок, тотальная агрессия, политиканство - на фоне кризисной кинохроники, оценивается их конкурентноспособность по сравнению с технократами. Сюжет выстраивается так, что гики открывают и закрывают фильм, что должно подчеркнуть превосходство данной ценностной ориентации над прочими – особенно в свете проекта «Сколково», нанотехнологических и модернизационных новаций.
Фоном в фильме проходят программные выступления политиков (в частности, Президента России) по вопросам молодёжной политики и особенно технологическим перспективам, кинохроника кризисных явлений – в России (Сагра, «приморские партизаны», Манежная, бунты пенсионеров) и мире (норвежский расстрел как выражение «кризиса новой Европы»), хроника наукограда «Сколково» (перспективы работы с молодежью), выступления ученых по проблемам русского научного сообщества (глобализация, эмиграция научной молодежи и «утечка мозгов» в целом).
В фильме используется массив статистических данных, иллюстрирующих место России в мире по самым разным показателям, а также цифры, характеризующие школьное образование, научные достижения и демографические сдвиги.