14 ноября в московском офисе Ernst & Young состоялся круглый стол «Обзор основных положений Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации”». Его участниками стали юристы компании Ernst & Young, члены Ассоциации международных производителей медицинских изделий (IMEDA), Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), Союза профессиональных фармацевтических организаций (СПФО).
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» был одобрен Советом Федерации 9 ноября. Открывая работу круглого стола, партнер компании Ernst & Young Сергей Стефанишин отметил несомненную важность принятия данного масштабного документа, обозначившего принципы работы врачей, фармацевтических и биотехнологических компаний на российском рынке. Но он также отметил, что в законе есть ряд положений, которые, к сожалению, прописаны недостаточно четко и однозначно. «Целью нашего круглого стола как раз и является обсуждение этих вопросов для идентификации потенциальных рисков, существующих для бизнеса, и определения плана последующих совместных действий и выработке консолидированной позиции» – отметил он.
В центре внимания участников дискуссии оказалась статья 74 закона, определяющая принципы взаимодействия лечебно-профилактических учреждений с представителями фармацевтических и медико-технологических компаний. В частности, закон в его нынешней редакции налагает ряд ограничений на деятельность представителей компаний, контактирующих с администрацией и медицинским персоналом ЛПУ. Так, например, п. 5 ст. 74 закона запрещает «осуществлять прием представителей фармацевтических компаний, производителей или продавцов медицинских изделий, за исключением случаев проведения клинических исследований, клинических испытаний, участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях». По мнению исполнительного директора ассоциации IMEDA Александры Третьяковой, подобные ограничительные меры призваны содействовать снижению коррупционных процессов в здравоохранении, но они не полностью учитывают специфику медико-технологической отрасли и являются избыточными и даже могут нанести вред в ситуации с медицинскими изделиями. «Несмотря на большую работу над законом, рекомендации экспертов в области медицинских технологий, связанные с особенностями внедрения современной высокотехнологичной медицинской помощи в лечебно-профилактические учреждения, не были учтены», – считает она. Так, законодатели не учли всю специфику внедрения в клиническую и диагностическую практику сложных медицинских технологий, в которой ключевую роль играют эксперты медико-технологических компаний, обеспечивающие поддержку в режиме онлайн персоналу ЛПУ, настройку, программирование и корректное применение устройств и материалов. Такая работа совершенно необходима для обеспечения безопасности пациентов и включает в себя сервис в самом современном понимании этого слова.
Результатом работы круглого стола стала договоренность между его участниками о продолжении диалога всех отраслевых экспертов по выработке консолидированной позиции по спорным вопросам. Одним из источников возможных решений должны стать лучшие зарубежные практики, применяющиеся в Европе и других развитых странах, с нормами и требованиями которых давно и хорошо знакомы международные компании – участники рынка в России. В дальнейшем рекомендации бизнес-сообщества и экспертов будут направлены на рассмотрение в законодательные органы.