Генная инженерия – одно из наиболее стремительно развивающихся научных направлений. Уже сейчас ученые обладают необходимыми знаниями и технологиями, позволяющими сделать организм более сильным и выносливым. Эксперты предсказывают, что скоро может наступить то время, когда спортивные рекорды будут брать не спортсмены, ежедневно тренирующие свой организм, и даже не фармакологи, которые разрабатывают все новые варианты допингов. Решать судьбу медалей будут специалисты по генной инженерии.
Ученые доказали, что у некоторых людей повышенная выносливость обусловлена генетически. Достичь хороших спортивных результатов могут помочь более 200 вариантов генов. Согласно данным, полученных при обследовании олимпийских бегунов и тяжелоатлетов, практически все они имеют 577R аллель гена ACTN3. Такие гены «силы» выявляются у половины европейских спортсменов и 85% африканцев. И это не единичный пример генетической особенности, дающей спортсмену преимущество над своими противниками.
Специалисты предполагают, что существует три основных сценария, по которым будут проходить Олимпийские игры в будущем. Возможно, принимать участие в Олимпиаде будут исключительно спортсмены, имеющие генетические преимущества. Может быть Олимпийские игры разделятся на два отдельных мероприятия: соревнования между спортсменами со «спортивной» генетикой и состязания для тех, кто не имеет генетических особенностей, дающих преимущество в спорте. Кроме того, ученые не исключают вариант проведения «генной терапии» спортсменам, принимающим участие в спортивной борьбе. Они предполагают, что запрещенная в настоящее время как «генетический допинг» работа с генами спортсмена, может быть официально разрешена в будущем при условии её полной безопасности для человека.
Олимпийскому комитету придется решать множество вопросов философского и этического характера, которые неизбежно поставит перед ним современная наука. Например, если генная инженерия даст возможность людям жить дольше и лучше, сможет ли комитет лишить этой возможности спортсменов? Будет ли допущен к участию в Олимпиаде спортсмен, которому проводились генно-инженерные процедуры по жизненным показаниям? И насколько легко будет экспертам доказать искусственное происхождение «генов силы», выявленных у спортсмена?