Что такое medsovet.info? Федеральный медицинский информационный интернет-портал Подробнее
Данный справочно-информационный материал не является рекламой, не преследует целей продвижения товара, работ, услуг или иного объекта на рынке.

Лев Авербах: с 1 января расходы государства на скорую помощь неоправданно вырастут

Опубликовано: 11 декабря 2013 в 17:05

Новый порядок оказания скорой медицинской помощи, вступающий в силу 1 января 2014 года, приведет к неоправданным бюджетным расходам и кадровым проблемам в этой сфере здравоохранения. Такое мнение высказал на пресс-конференции в АБН глава компании CORIS assistanse Лев Авербах.

Как следует из приказа Минздрава №388н, с 1 января 2014 г. скорая медицинская помощь будет оказываться россиянам в 2-х формах: экстренной (при внезапных острых заболеваниях и состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни для пациента) и неотложной (в тех же случаях, но без угрозы жизни). Это можно будет сделать вне медицинской организации (по месту вызова или в машине «скорой»), амбулаторно и стационарно.

В вызове «скорой» могут отказать

Как пояснил Лев Авербах, при наличии угрозы жизни на вызов будет направляться ближайшая свободная общепрофильная (бывшее название: «линейная») или специализированная бригада «скорой». Если угрозы жизни нет, то на вызов приедет районная «скорая», ранее ее называли: «неотложка». Решение о том, какая именно помощь нужна пациенту, в каждом конкретном случае будет решать фельдшер по приему и передаче вызовов. Если описание состояния больного покажется фельдшеру по приему и передаче вызовов неубедительным, он может отказать в вызове «скорой». По версии министерства, это разделение сделано для того, чтобы бригады скорой помощи не отвлекались на «непрофильную» работу, которую может выполнить поликлиника.

«Скорые» укомплектуют фельдшерами

Согласно новым правилам, бригады неспециализированных (общепрофильных) «скорых» станут облегченными - их смогут укомплектовать фельдшерами (сейчас в Петербурге только примерно в 60% бригад работают врачи). По мнению Льва Авербаха, это ноу-хау вполне соответствует мировой практике: так работают в США, Европе, Скандинавии, Израиле.

«Нигде в мире нет врачей скорой помощи. Это невыгодно, неудобно и не соответствует квалификации врача. Практически в 100% случаях в экстренном заболевании и в любой травме может разобраться, оказать помощь и принять решение о госпитализации фельдшер. А в мегаполисе с достаточным числом больниц врач на «скорой» вообще не нужен», - констатировал Л. Авербах. Их можно оставить только на специализированных бригадах.

С Нового года специализированных бригад (кардиологических, неврологических, гематологических и токсикологических) не будет, а останутся только бригады анестезиологии-реанимации, в т.ч. педиатрические. Они и будут выезжать в помощь общепрофильным бригадам при необходимости.

Новый тренд: два в одном

Еще одно новшество, которое отметил Лев Авербах, - появление в составе бригад скорой помощи фельдшеров-водителей и фельдшеров - санитаров. Фельдшер-водитель - это новая должность, введенная с учетом мировой практики. Будут три варианта комплектации бригад: с обычным водителем, санитаром-водителем и фельдшером-водителем. Пилотные проекты сейчас отрабатываются несколькими бригадами в Санкт-Петербурге и Сочи.

По мнению Л. Авербаха, вариант фельдшер-водитель противопоказан крупным мегаполисам, где есть большие проблемы с парковками. Заехав во двор, водителю приходится постоянно маневрировать, пропускать въезжающие и выезжающие автомобили. «Такое новшество актуально для отдаленных районов, где в какой-то момент на «скорой» просто некому будет работать, и тогда фельдшер будет иметь право сесть за руль, предварительно получив соответствующую подготовку», - заключил он.

Говоря о подводных камнях этого нововведения, Л. Авербах подчеркнул, что обучить водителя на фельдшера не возможно. Обучить водителя на санитара возможно, но вряд ли он этого захочет. Обучить фельдшера на водителя можно, но делать это надо при поступлении студента на 1 курс медицинского училища (колледжа). Фельдшер-водитель должен иметь права категории С. Сейчас таких кадров на «скорой» нет, и появятся они не раньше, чем года через три. Л. Авербах также высказал мнение, что ни в Москве, ни в Петербурге без опыта вождения таких специалистов все равно никто на работу не возьмет.

Нужных врачей на работу не взять

Есть в новом ведомственном документе и другие нестыковки. По новым правилам на каждой специализированной скорой должен работать профильный врач (анестезиолог-реаниматолог, педиатр, психиатр и т.д. с соответствующим сертификатом). «А по утвержденному регламенту, в этом же приказе Минздрава, принять на работу можно только врача с сертификатом врача скорой медицинской помощи, - сказал Л. Авербах. – Взять в штат анестезиолога-реаниматолога я не имею права, поэтому непонятно, как будет комплектоваться и обновляться штат специализированных бригад».

Для того чтобы врач имел право работать педиатром, он должен иметь соответствующий сертификат. Чтобы работать реаниматологом – еще один и т.д. «У меня на «скорой» такие специалисты есть, а в Петербурге на городской «скорой» таких «многостаночников» - очень мало», - констатировал Авербах.- Врач окончивший ВУЗ после 2000 года, может получить 2-ю специальность только пройдя годичную интернатуру. И так по каждой новой специальности. Надеюсь, что Минздрав разъяснит эту часть приказа».

«Скорым» потребуются прицепы

В целом набор оборудования российских «скорых» уже сейчас соответствует европейскому уровню. Но в Минздраве решили, что этого недостаточно, поэтому с 1 января 2014 г. все машины должны быть оснащены портативными клиническими анализаторами с возможностью определения биохимических параметров крови. «Такой анализатор - это целая биохимическая лаборатория, которая дает расшифровку анализов. И еще много дорогой дополнительной аппаратуры, которая никогда не была на «вооружении» «скорой». Думаю, «скорой» потребуется некий прицеп, дополнительный фургончик, чтобы все это возить с собой», - сказал Л.Авербах. Он также отметил, что никто из сотрудников «скорой» на таком оборудовании работать не умеет. Для обучения потребуется время, которого нет.

К тому же, подчеркнул Л. Авербах, в стационаре все эти анализы все равно будут делать заново, поэтому неясно кому и зачем это нужно. «По всей видимости, кто-то пролоббировал крупный госзаказ, а это большая трата времени и бюджетных средств. Никакого клинического значения для оказания скорой помощи это иметь не будет. Но теперь мы должны купить такое оборудование», - сказал он.

При больницах откроют отделения скорой помощи

Еще одна новая статья расходов — формирование отделений скорой помощи при стационарах. Сейчас функции этих отделений выполняют приемные покои. По мнению Л. Авербаха, это даст определенные плюсы в медицинском обслуживании отдаленных регионов, но для Петербурга, по его словам, это ненужные дополнительные бюджетные траты. «Питерские больницы располагают хорошо оборудованными приемными покоями и открывать дополнительные отделения скорой помощи не имеет смысла. Это неоправданные расходы бюджета. Минздав же ставит всех под одну «гребенку», - сказал Л.Авербах.

Госпитализация пациентов из поликлиник под вопросом

По словам Льва Авербаха, в приказе также никак не регламентирован порядок эвакуации больных из городских поликлиник и других амбулаторных медицинских организации. «Если нет явной угрозы жизни, городская «скорая» не приедет за вами в поликлинику, чтобы отвезти в больницу», - констатировал Лев Авербах. В то же время, по новым правилам, с 1 января 2014 г. за экстренной медицинской помощью россияне смогут обращаться непосредственно в стационары, причем для этого необязательно получать направление от врача поликлиники.

Санавиация для Петербурга неактуальна

Важный аспект нового приказа связан с оснащением службы скорой помощи санитарной авиацией. Вертолет должен быть оснащен аналогично реанимобилю, включая всю необходимую аппаратуру: дефибриллятор, два аппарата искусственной вентиляции легких, электрокардиограф, монитор, инфузомат, транспортный инкубатор для новорожденных. Приказом изменен и состав бригад авиамедицины — это врач и фельдшер либо врач анестезиолог-реаниматолог и сестра-анестезиолог. Дополнительно к акушерским, психиатрическим бригадам появятся выездные экстренные консультативные бригады.

Но для Петербурга санавиация неактуальна, считает Л.Авербах. – На домах и городских трассах нет вертолетных площадок, поэтому забрать пострадавшего или тяжелого больного вертолетом практически невозможно. Кроме того, санавиацию дорого содержать и обслуживать. «Вне зависимости от дорожных пробок автомобиль актуальнее», - заключил Л. Авербах.

Государственно-частное партнерство не просматривается

Как ранее сообщал АБН, в петербургском здравоохранении в рамках ОМС запущено несколько проектов государственного партнерства. Так, в Приморском и Выборгском районах успешно работают офисы «Полис. Участковые врачи» (проект районных администраций и частной компании «Евромед»). По полисам ОМС предоставляет услуги диагностики МЦ «Энерго». На вопрос АБН, развивается ли ГЧП в сфере оказания населению скорой медицинской помощи, Лев Авербах ответил отрицательно.

«Этому препятствует Российское законодательство. По закону «скорая», участвующая в госгарантиях, т.е. получающая деньги из фонда ОМС не имеет права оказывать платные услуги. Это подрубает на корню всю идею государственно-частного партнерства, в рамках оказания скорой медицинской помощи, которое начало развиваться в отечественном здравоохранении, - сказал Л. Авербах. - Власти предпочитают тратить огромные бюджетные деньги на открытие новых подстанций, но не желают искать варианты сотрудничества с частными «скорыми», уже укомплектованными новейшим оборудованием и кадрами». Инвестиции в каждую новую станцию скорой помощи, состоящую из 3-х бригад, достигают до 500 тысяч Евро.  

 

Нина Башкирова

ПОДЕЛИТЬСЯ

КОММЕНТАРИИ