- Опасность значительна, я бы назвал ситуацию потенциально угрожающей. Вирусу H5N1 на хватает одной-двух аминокислотных замен в геноме, чтобы он обрел способность передаваться от человека к человеку. В этом случае могут появиться вирусы-мутанты, возникнут клетки-гибриды. Когда именно появятся эти монстры, никто не знает. Дело в особенностях рецепторного аппарата у вируса. Пока он обладает способностью вызывать патологический процесс при попадании в нижние отделы респираторного тракта. "Обычный" же вирус поражает верхние отделы. Но поскольку процесс мутации вируса H5N1 не прекращается, в любой момент он может "научиться" поражать верхние отделы респираторного тракта. Тогда будет беда. Самый плохой сценарий, если вирусы гриппа, птичьего и человеческого, попадут к одному "хозяину", например свинье, организм которой восприимчив к обоим этим вирусам. Шанс у такой случайности - один на миллион, но он существует, угрожая катастрофой, которая может унести миллионы жизней. Мы должны понимать степень опасности. Любое государство окажется абсолютно беззащитным, и никакие карантинные меры не помогут - это показал опыт "испанки".
- Генетический барьер вирус не преодолел, но мы то и дело слышим сообщения, правда, в основном из восточноазиатского региона, о смерти людей от "птичьего гриппа"...
- Число людей, перенесших грипп птиц, приближается в четырем сотням. Данные - общемировые. Пока вирусы гриппа птиц, в силу молекулярно-генетических признаков, переходят к человеку с огромным трудом. Чтобы заболеть "птичьим гриппом", нужен прямой контакт: скажем, пить кровь птицы (есть такой обычай у некоторых народов), которая заражена, или - "целоваться" с больной курочкой - о таком случае мне рассказали в Азербайджане: жалея любимую умирающую хохлатку, которую кормила с детства, девочка стала делать ей искусственное дыхание. Все это привело к трагедии - ребенок погиб. Попросту говоря, все упирается в нормы гигиены, они требуют максимальных предосторожностей при контакте с больной птицей. Слава Богу, пока не известны случаи, когда зараженный птичьим гриппом человек заразил бы другого.
- Грипп птиц существует в природе, наверно, со дня сотворения. По каким причинам появился современный, агрессивный вариант?
- Птицы являются природным резервуаром "птичьего гриппа". Взаимосвязь вирусов и птиц возникла 300 млн. лет назад - "понравились" друг другу, сжились. Дикие птицы потеряли чувствительность к вирусам гриппа. Однако когда последние попадают в иные условия, происходит эволюция генома, образуются высоковирулентные свойства. Вирусам свойственна мутация, обновление, это - способ их жизни, бессмертия. Время от времени образуются опасные штаммы, которые прорываются в человеческие популяции, молниеносно распространяясь по миру. Наука еще 40 лет назад поняла, что все пандемические вирусы гриппа исходят от птиц. Правда, не все ученые сразу согласились с этим. Первых сторонников такой теории - Роберта Вебстера из США, австралийца Грэма Лэйвера и меня, Дмитрия Львова из Советского Союза, называли "тремя чудаками", а то, что мы говорили - чушью собачьей. Но время показало, что "чудаки" были правы.
- Насколько известно, научная интуиция была рядом с Вами и в другой раз, когда была угадана опасность возникновения панзоотии, широкого распространения инфекционной болезни животных...
- Действительно, наш Институт вирусологии предупреждал мир о возникновении панзоотии уже в сентябре 2003 года, за 3 месяца до первых сообщений о ней. В докладе на международном конгрессе по гриппу, который состоялся в Японии, я сообщил о том, что нашим ученым удалось выделить низкопатогенный вирус H5 от диких птиц. Исследования проводились на материале Алтайского региона и южного Приморья. Тогда же был сделан прогноз о возможности заноса опасного вируса в птицеводческие хозяйства Юго-Восточной Азии. Мы предупреждали о том, что через определенное время, низкопатогенный вирус может стать высокопатогенным. К сожалению, прогноз подтвердился.
- В случае эпидемической опасности всегда возникает вопрос о вакцине. Есть ли адекватный ответ у науки на появление мутантного вируса, опасного для людей?
- Разработка вакцины - фундаментальная задача, и наш институт, конечно, участвует в ее решении. В России действует программа вакцинации домашней птицы. Налажено производство вакцины: страна способна выпускать до 800% от собственной тотальной потребности, т.е. может обеспечивать и другие страны. Что же касается вакцины для людей, то ее нет и пока быть не может: нам заранее не известно, какой пандемический штамм будет циркулировать у человека. Весь грипп адаптирован к основному хозяину - птице. Мы изучаем среду обитания вирусов гриппа, их взаимодействие с популяциями птиц, животных, людей - в разных экосистемах, на разных территориях. В случае пандемии понадобится 2-3 месяца для создания вакцины, соответствующей циркулирующему вирусу. Это - минимальный срок для цивилизованной страны, за который она может наладить крупномасштабное производство вакцины против пандемического вируса.
- Взаимосвязь "птицы - вирус гриппа", существующую, можно сказать, вечно, разрушить ее никому не под силу. Но известно, что вирусам свойственно эволюционировать - как ведет себя сегодня H5N1, насколько увеличивается риск появления мутантного вируса?
- Эволюция идет, но не в том направлении, на которое мы надеялись: его патогенность не снижается, хотя теоретически - должна убывать. Никто в мире не в состоянии изменить ход эволюции вируса гриппа и повлиять на возникновение пандемии. Самое страшное, что H5N1 попал в популяции диких птиц. Во время осенних миграций птицы летят в места зимовки, а весной - возвращаются. По дороге они заражают домашних птиц. И вот эти "качели" на территории России раскачиваются с 2005 года, когда с китайского озера Кукунор (провинция Цинхай) явился опасный вирус. "Брызги" от этого цинхай-сибирского варианта, разносятся по всему миру. Я хочу еще раз подчеркнуть главный факт: высоковирулентный вирус грипп H5N1, будучи занесенным в природные биоценозы, продолжает циркулировать и сохранять свой высочайший патогенный потенциал.
Источник: Solvay-pharma.ru