По данным Всемирной организации здравоохранения, около 2,5 миллионов смертей во всем мире ежегодно связаны со злоупотреблением алкоголем. Чтобы обратить внимание общества на эту серьезную проблему, наметить способы ее решения, каждый год 3 октября по инициативе ВОЗ в разных странах отмечается День трезвости и борьбы с алкоголизмом.
В России проблема злоупотребления спиртными напитками стоит особенно остро. Алкоголизм является одной из «горячих точек» российского общества. По данным Доклада, представленного на заседании Совета Общественной Палаты РФ, злоупотребление алкоголем приводит к преждевременной предотвратимой смерти около полумиллиона россиян ежегодно, таким образом, алкоголь становится прямой или косвенной причиной около 25% всех смертей в стране, этот факт свидетельствует о том, что проблема алкоголизма в России сегодня приобрела черты национальной демографической катастрофы.
Однако в полной мере оценить масштаб алкогольной проблемы достаточно сложно. Связано это, в первую очередь, с тем, что многие люди, испытывающие значительные трудности с алкоголем, не считают себя больными и не обращаются к врачу. В результате в поле зрения специалистов оказывается лишь небольшая часть людей с алкогольной зависимостью. Это подтвердили результаты обследования всех пациентов с различными жалобами и заболеваниями, в течение недели поступивших в НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе. Примерно каждому четвертому был поставлен диагноз «алкогольная зависимость» или «употребление алкоголя с вредными последствиями», при этом около 80% из них никогда не имели контактов с государственной наркологической службой.
Очень важным фактором нежелания обратиться за помощью к врачу является то, что даже люди, злоупотребляющие алкоголем и осознающие существование проблемы, будучи социально адаптированными, при обращении к наркологу и постановке на учет не могут терпеть последующей дискриминации и изоляции по признаку зависимости с многочисленными ограничениями: профессиональными (запрет работать электриком, водить автомобиль и др.); социальными (отсутствие права на ношение оружия, невозможность усыновить ребенка, вероятность лишиться родительских прав и т.д.).
В итоге значительная часть людей, нуждающихся в медицинской помощи, не обращаются к наркологам, но при этом готовы принять помощь в приемлемых для себя условиях, которые необходимо создать в широкой сети медицинских центров с привлечением врачей общей практики и специалистов (гастроэнтерологов, кардиологов, эндокринологов и др.). Очевидно, что сложившаяся на сегодняшний момент система наркологической помощи нуждается в оптимизации.
Помимо усовершенствования организационной системы, необходимо внести изменения и дополнения в традиционную парадигму терапии больных с алкогольной зависимостью. Существующая в России практика терапии алкоголизма подразумевает жесткий отказ от спиртных напитков (традиционное стремление достигнуть полной трезвости любой ценой).
Владимир Давыдович Менделевич (психиатр-нарколог, проф., д.м.н., заведующий кафедрой медицинской психологии Казанского государственного медицинского университета, эксперт ВОЗ) охарактеризовал современную ситуацию с терапией наркологических заболеваний в РФ как проблемную, отметив следующие негативные тенденции: «Высокий уровень числа недиагностированных случаев, существенное негативное влияние наркологической патологии на состояние соматического здоровья пациентов, исходы терапии их заболеваний, высокая смертностью, низкая востребованность специализированной помощи, низкая обращаемость пациентов в наркологические учреждения, нацеленность врачей-наркологов исключительно на достижение малодостижимых терапевтических целей - полного воздержания от алкоголя и других психоактивных веществ. Он уверен, что модель узкоспециализированной помощи наркологическим больным, а также нереалистичные цели терапии в условиях хронического характера наркологической патологии могут являться серьезными препятствиями на пути к получению квалифицированной медицинской помощи пациентами, в том числе неспособными или нежелающими полностью отказаться от его употребления. Это не позволяет вовлекать в программы терапии максимально возможное число нуждающихся и не способствует решению основных проблем общественного здравоохранения. Несмотря на очевидную доступность данного вида помощи, для большинства потенциальных клиентов она остается непривлекательной. Вследствие этого, насущным становится вопрос о расширения границ оказания первичной наркологической помощи за счет привлечения врачей общей практики и наделение их соответствующими полномочиями и должностными обязанностями. Безусловно, к лечению никотинизма и злоупотребления алкоголем с вредными последствиями должны быть допущены врачи любой лечебной специальности. Подобные модели существуют и активно развиваются во многих государствах. Вероятно, при разработке образовательной программы по наркологии для врачей-интернистов следовало бы несколько расширить список целей терапии, включив в него также и стремительно набирающий популярность во многих европейских странах метод т.н. «контролируемого» употребления алкоголя. Подобный подход может использоваться как самостоятельно в качестве способа уменьшения вреда соматическому здоровью, так и как первый этап формирования трезвости у тех пациентов, которые не готовы к полному воздержанию от алкоголя. «Следует признать, что цель уменьшения вредных (негативных) медицинских последствий злоупотребления алкоголем не менее важна, чем достижение полного воздержания», - сообщил В.Д. Менделевич.
Современная, инновационная европейская терапевтическая концепция самоконтролируемого употребления предоставляет дополнительный метод и возможность многим пациентам не отказываться от алкоголя совсем, а сократить его употребление и соответственно уменьшить причиняемый им вред. Достигается это в результате улучшения самоконтроля, направленного на постепенное снижение дозы потребляемых спиртных напитков. Подобный терапевтический подход особенно оправдан в ситуации, если социально адаптированный человек осознает наличие проблемы с алкоголем и мотивирован к терапии при поддержке врача. К тому же, эффективность терапии повышается вдвое, если пациент настроен на преодоление пагубной привычки и его личные цели совпадают с прогнозируемыми результатами лечения.
Перспективность новой терапевтической концепции подтвердили зарубежные и российские исследования, показавшие, что примерно половина пациентов предпочитает сокращение употребления алкоголя и возможность умеренного потребления полному воздержанию.