В настоящее время в средствах массовой информации активно обсуждаются различные аспекты проблем, связанных с искусственным прерыванием беременности, - отмечает член Комитета по охране здоровья Салия Мурзабаева. Так, в Госдуму внесен ряд законопроектов, регулирующих порядок проведения искусственного прерывания беременности и получивших широкий общественный резонанс. Комментируя эти законодательные инициативы, парламентарий напомнила, что согласно действующему законодательству искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям (изнасилование) - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний - независимо от срока беременности. Медицинская помощь в этих случаях оказывается в рамках Программы госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи за счет средств ОМС. Инициаторами законопроектов предложено вывести аборты из системы ОМС и проводить их только в государственных учреждениях здравоохранения на платной основе, за исключением абортов по медицинским показаниям, когда речь идет о спасении жизни женщины. По словам депутата, аналогичный законопроект, подготовленный Самарской Губернской Думой, уже был недавно рассмотрен Госдумой и отклонен. Не поддержали законопроект 55 субъектов РФ и Комитет Совета Федерации по социальной политике. По заключению Комитета по охране здоровья ГД введение ограничительных мер при искусственном прерывании беременности не улучшит демографическую ситуацию, а наоборот приведет к таким негативным последствиям, как рост числа криминальных абортов, материнской смертности, увеличение отказов от новорожденных и числа детоубийств. Подтверждение этому – печальный опыт запрета абортов в стране в 1936 году.
В тоже время, действующее сегодня законодательство детально регулирует все правовые аспекты искусственного прерывания беременности и определяет множество правовых гарантий, позволяющих женщине при наступлении беременности сделать выбор в пользу рождения ребенка, - отмечает парламентарий. Действует обязательный период ожидания между обращением женщины в клинику по поводу проведения аборта и принятием окончательного решения с обеспечением консультирования в этот период медицинским психологом и специалистом по социальной работе. Утвержден порядок информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности, в соответствии с которым женщина информируется о возможных осложнениях и отдаленных последствиях аборта. Кодексом РФ об административных правонарушениях введена статья о мерах административной ответственности за нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности, введен запрет рекламы услуг по прерыванию беременности и другие. Результат принимаемых мер – сокращение числа абортов за последние 5 лет более, чем на 240 тысяч, в том числе у девушек в возрасте от 15 до 19 лет – более, чем в 2 раза.
Противоречит существующему законодательству и предложение о внесении изменений в федеральное законодательство в части проведения искусственного прерывания беременности в медицинских организациях только государственной системы здравоохранения. Салия Мурзабаева пояснила, что в соответствии с федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в РФ» право оказывать медицинскую помощь, в том числе в системе ОМС, имеют медицинские организации любой предусмотренной законодательством РФ организационно-правовой формы при наличии соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности. При этом действующим законодательством определен механизм государственного и ведомственного контроля качества оказываемой медицинской помощи любыми медицинскими организациями, усилены меры юридической ответственности за нарушения в сфере оказания медицинской помощи.
Доктор медицинских наук Салия Мурзабаева также не считает оправданным введение дополнительного ультразвукового исследования для визуализации плода и его сердцебиения. Представляется излишним дублирование в Федеральном законе норм действующих подзаконных актов, обязательных для исполнения. Так, приказом Минздрава России от 01.11.2012 № 572н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» уже предусмотрено трехкратное скрининговое ультразвуковое исследование: при сроках беременности 11 - 14 недель, 18 - 21 неделя и 30 - 34 недели. Есть ли необходимость подвергать женщину и ее будущего ребенка (при принятии решения оставить ребенка) дополнительным медицинским вмешательствам? Вот мнение самих женщин: 63% из них по данным выборочного обследования репродуктивного здоровья населения России, проведенного в 2011 году Росстатом совместно с Минздравом России, высказали негативное отношение к обязательному просмотру ультразвуковой картинки до аборта. По этим же данным более 50% женщин указали на то, что сохранили бы беременность при достаточном доходе, надёжном партнёре и личной устойчивости жизни.
Комментируя законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», устанавливающих запрет на розничную продажу лекарственных средств, предназначенных для искусственного прерывания беременности, парламентарий отметила, что такая законодательная инициатива дублирует действующие нормативные документы. Вышеуказанным приказом Минздрава России № 572н утвержден порядок оказания медицинской помощи женщинам при искусственном прерывании беременности. Данное медицинское вмешательство, в зависимости от срока беременности, показаний и противопоказаний, может быть проведено с использованием медикаментозного или хирургического метода на основании информированного добровольного согласия женщины. При медикаментозном методе используются лекарственные средства, зарегистрированные на территории РФ в соответствии с инструкциями по медицинскому применению препаратов. При этом, согласно действующим нормативным актам, регулирующим порядок отпуска лекарственных средств, женщина не сможет самостоятельно купить в аптеке лекарственное средство для осуществления медикаментозного аборта. Это явилось бы основанием для наступления юридической ответственности для фармацевтических организаций.
«Я разделяю обеспокоенность инициаторов законопроектов состоянием демографической ситуации и высоким уровнем абортов в стране, однако мировой и отечественный опыт наглядно доказывает неэффективность ограничительных мер при проведении искусственного прерывания беременности и их выраженные негативные последствия для репродуктивного здоровья нации. Главное в проблеме абортов - профилактическая работа, широкое информирование населения по вопросам правильного репродуктивного поведения, консультирование по вопросам контрацепции, которое является наиболее действенным механизмом, позволяющим не только сократить число абортов, но и предупредить возникновение инфекций, передающихся половым путем. Важны не ограничительные меры, а первичная профилактика, воспитание молодежи в духе семейных и духовных ценностей, взаимной ответственности и женщин и мужчин за будущее своей семьи», - заключила заслуженный врач РФ.