В связи с недавними событиями, касающимися вынесения приговора врачу-гематологу Елене Мисюриной по делу о гибели пациента и последующей реакции общественности и представителей экспертного сообщества на решение суда, всё чаще поднимается вопрос отношения к врачебным ошибкам, а также к самой сути этого термина.
Врачи, практикующие в немецких клиниках, также не избавлены от вероятности совершить ту самую «врачебную ошибку», при том, что Германия занимает одно из ведущих мест по эффективности сферы здравоохранения. В стране нет однозначных принципов принятия врачебных решений. Врач не должен гарантировать успех терапии, его обязанность – её проведение в соответствии с действующими стандартами. Таким образом, о врачебной ошибке можно говорить только в случае нарушения этих стандартов. Причём, даже в этом случае факт ошибки доказать непросто, т.к. этот алгоритм зачастую предполагает довольно широкую трактовку.
Наиболее сложным моментом является доказательство того, что ухудшение состояния произошло вследствие допущенной врачом ошибки, т.к. во многих случаях оно всё равно бы произошло, независимо от того, какие действия совершал медработник. Лечение изначально может предполагать риски для здоровья и жизни, даже в случае правильного его проведения. Именно поэтому основной обязанностью врача или клиники является информирование пациента о нюансах предлагаемого обследования и лечения, заложенных в нём рисках и вероятных последствиях. С этой целью создаются письменные врачебные разъяснения, содержащие подробную информацию о предстоящем вмешательстве, степени его необходимости, шансах на хороший результат и возможных осложнениях. Этот документ подписывается и врачом, и пациентом. Во врачебной ошибке специалиста обвинить можно в том случае, если документ был составлен неверно или не содержал исчерпывающую информацию.
Если пациент преследует цель получить денежную компенсацию за неверный диагноз или нерациональную терапию, он направляет обращение в общество защиты прав потребителей или свою кассу больничного страхования, которая предоставляет правовую поддержку на безвозмездной основе. Инстанция передает заявление врачу, который должен ответить на него также в письменной форме. Именно пациенту приходится доказывать, что имела место врачебная ошибка. Если предоставленное объяснение не удовлетворило пациента, он имеет право обратиться в Медицинскую службу больничного страхования (MDK) или арбитражную комиссию с запросом на проведение врачебной экспертизы. Независимые эксперты, дающие заключение, обязаны подкреплять своё мнение ссылками на действующие нормативы и результаты научных исследований. В случае принятия положительного решения сумма компенсации может быть существенной и достигать десятков или даже сотен тысяч евро. В эту сумму включены расходы на лечение, убытки, связанные с потерей трудоспособности и упущенными возможностями, а также моральная компенсация.
Страхование профессиональной ответственности врача за причинение ущерба осуществляет страховая компания. Подобные страховки – это часть трудового договора с государственными и частными клиниками, их оплачивает работодатель. Кроме того, медработник имеет возможность заключить дополнительную страховку за свой счет. Таким образом, в случае принятия решения о судебной выплате в пользу пациента финансовым урегулированием занимается страховая компания. Она же компенсирует расходы на медицинскую экспертизу.
В прокуратуру пациенты тоже могут обратиться. Органы юстиции оценивают наличие оснований для привлечения врача к уголовной ответственности. Однако на деле подобные случаи бывают очень редко. Если всё-таки уголовное дело возбуждено, и вина врача доказана, его может ожидать наказание в виде лишения лицензии или лишения свободы, но чаще всё сводится к материальной компенсации. Судебные процессы длятся очень долго и требуют постоянных финансовых вливаний. Причём, страховая компания ответчика выплатит компенсацию только по завершении уголовного процесса, таким образом, её получение отложится на неопределенный срок.
Большинство случаев судебных разбирательств касаются случаев совершения грубых врачебных ошибок, под которыми понимают «явное и очевидное нарушение врачом существующих правил лечения и профессиональных стандартов» и невозможность объяснить действия врача «объективными причинами, поскольку они напрямую противоречат принципам работы медицинского работника». К примеру, речь может идти о забытых инструментах в брюшной полости, назначении ошибочного лечения и т.д. Если врачебные действия привели к смерти пациента, медработника могут обвинить в убийстве по неосторожности, а в исключительных случаях – и умышленном убийстве. Если вина доказана, врача могут лишить лицензии, отстранить от работы и отправить в тюрьму. Такое случается нечасто. Пару лет назад суд лишил лицензии стоматолога, который под общей анестезией удалил 20 зубов пациенту, не имея на то его согласия.
Источник: Deutsche Welle